2019-5-6 15:50 |
Возродиться из пепла. Забайкальские села, пострадавшие от огненной стихии, словно стайка фениксов, потихоньку восстанавливают перышки. В регионе продолжаются работы по ликвидации последствий апрельских пожаров.
Что уже сделано, и что предстоит?
Списки пострадавших выверены. Так или иначе огненная стихия коснулась более семи сотен человек. Единовременные выплаты назначены 716 забайкальцам. Большинство из них материальную поддержку в размере 10 тысяч рублей уже получили. До 10 мая компенсацию 50 тысяч рублей за частично утраченное имущество получат 43 пострадавших. А 414 человек - по 100 тысяч рублей за полную потерю в огне нажитого. Дополнительные выплаты положены и тем, кто во время пожара получил телесные повреждения. Так, после судебно-медицинской экспертизы пятеро забайкальцев, у которых диагностирован средний вред здоровью, получат по 200 тысяч рублей. Трое пострадавших, которым огнем причинен тяжкий вред, причитается по 400 тысяч. В списках оставшихся без крова числятся 120 забайкальских семей. Но пока это предварительные данные. В перечень занесены только те, кто подтвердил свою утерю документально. С погорельцами же, чьи документы на собственность утеряны, ведется активная работа. Так, только в самом пострадавшем Ононском районе 20 семьям придется отстаивать свои права в суде. Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края уже разработало и направило образец искового заявления в пострадавшие от пожара муниципальные районы. Скачать его можно и с сайта ведомства. Рассмотрение таких дел в суде будет во внеочередном порядке.
В целом же ущерб от апрельских пожаров, по предварительной оценке, перевалил за миллиард рублей. Но все это - сухие цифры. Главное теперь - восстановить села, причем помощь, считают в правительстве края, должна прийти ко всем пострадавшим, вне зависимости от того, как сильно красный петух погулял в каждом отдельном дворе.
Александр Осипов, врио губернатора Забайкальского края: "Помимо того, что мы сейчас понимаем по спискам, сколько у нас пострадало людей, какие выплаты им подлежат, возникает еще ряд дополнительных вопросов. У кого-то сгорела машина, у кого-то непонятно куда делась скотина. То есть не могут найти ее и заактировать. Поэтому не решен вопрос по сельхозущербу. У кого-то дом остался целым, но сгорели все придомовые постройки, и надо понять, по каким из видов поддержки можно помочь этим людям, чтобы восстановить этот ущерб. Видимо, придется обращаться к нашим федеральным коллегам, вносить какие-то корректировки в соответствующие правила, которые не предусматривают этой специфики".
Но все же самый главный вопрос на сегодня - восстановление домов. Погорельцам будут предложены несколько вариантов - строительство новых зданий из негорючих материалов или покупка готового жилья. При этом пострадавшие смогут купить квадратные метры либо в том же селе или в любом другом населенном пункте. Обычно пострадавшим от ЧС в России выдаются сертификаты из расчёта официальной средней рыночной стоимости - 38 тысяч рублей за один квадратный метр. Сейчас ведутся переговоры с Москвой, чтобы увеличить эту цифру до реальной, то есть 50 тысяч рублей за квадрат. При этом, уточняют в краевом министерстве территориального развития, новое жилье ни в коем случае не должно быть меньше сгоревшего. А в случае выбора в пользу ГЖС рассчитано по соцнормам - сейчас они предусматривают на одного человека 33 квадратных метра, для двоих - 42, для троих и более - по 18 квадратов на каждого.
Пока погорельцы определяются. Но желающие сменить место жительства уже есть. Признаются, даже не потому что место будет напоминать о произошедшем, а страх степного пожара будет каждую ночь скрестись в окошко. Говорят, просто сил заново все отстраивать, обустраивать на пепелище нет.
- Надеюсь, что дадут сертификат готовое жилье приобрести. Потому что я в таком состоянии, строить уже я не смогу. Да и года-то тоже, как я буду строить. Дети тоже, они все заняты, работа. . . А мы с бабушкой, нам лучше бы готовое купить. В Борзе у нас старшая дочь живет, вот мы хотим в Борзе. Какая сумма будет, конечно, мы не знаем. . .
А вот что точно знают в правительстве - вопрос этот будет решен до конца мая. Строить же новые дома для тех пострадавших, кто решит остаться на родной земле, начнут в июне. Уже ведутся переговоры с крупнейшими застройщиками региона, которые в кратчайшие сроки могут возвести качественное жилье. Слово "качественное" - здесь главное. Руководитель края дал поручение минтерру сделать все так, чтобы погорельцам потом не пришлось ничего доделывать, подклеивать. И даже чтобы строительного мусора на площадках не осталось. На все это федеральный центр пообещал выделить Забайкалью 450 млн рублей. Планируется, что новые дома будут строить исключительно из негорючих материалов: каменные, кирпичные или из газобетона. Кроме того, сейчас необходимо определиться и с земельными участками: будут ли погорельцы их менять или останутся на тех же. В любом случае, они не должны быть меньше, чем выжженные огнем. К примеру, в Борзинском районе уже точно знают - опаленные села немного изменят свои границы.
Юрий Сайфулин, глава муниципального района "Борзинский район": "Будем строить 14, две семьи будут покупать или что-то, не хотят они здесь. Нам необходимо построить семь двухквартирных домов или 14 одноквартирных. По площади они будут соответствовать. Жители вроде бы хотят брусовые дома, но мы их будем уговаривать, доказывать. Будут строиться газобетонные дома с облицовочным кирпичом на территории немного смещенной. Мы сейчас видим, что работает много техники, военной в том числе. Все сгоревшие постройки, мы эту территорию вывозим. Здесь будут хоздворы, где люди будут держать свой скот".
Который сначала так же потребуется восстановить. Пламенные вихри в забайкальских степях убили почти 12 тысяч сельскохозяйственных животных - овец, коров, лошадей, свиней, птиц. Пострадало 130 животноводческих стоянок, часть из них вообще стерты с лица земли. Даже попытаться спасти скот в круговерти из огня, жара и столбов пыли было просто нереально.
Наталья Тоболева: "А как?! Мы коров выгнали, а куда мы их погоним? Самим лишь бы спастись. Потому что уже кошара вспыхнула, все же сухое, сена у нас сколько было много".
Всего сгорело свыше 8 тысяч тонн кормов и около 350 тонн зерновых культур. А еще 118 единиц сельхозтехники. В целом ущерб от ландшафтных пожаров агропромышленному комплексу составил почти 600 миллионов рублей. Вопрос по поставке сена и фуража пострадавшим в результате ЧС личным подсобным хозяйствам и сельхозорганизациям полностью решен. Из резервного фонда правительства Забайкальского края выделено 20,5 млн рублей на эти цели. Сейчас в приоритете минсельхоза восстановление стоянок. А также быстрое и качественное оформление документов по возмещению ущерба пострадавшим сельхозтоваропроизводителям. Выплата компенсаций пострадавшим согласно указу, подписанному президентом России Владимиром Путиным, должна быть произведена до 15 июня. Размер в каждом конкретном случае определяется отдельно. К слову, он был бы точно гораздо выше, если бы в Забайкалье было принято страховать свое имущество, сельхозживотных и посевы. Но агрострахование пока в чести в основном только у фермеров и крупных игроков на сельхозрынке, которые знают, что в этом бизнесе условия диктует погода, а она в Забайкалье ой с каким вздорным характером. Страхование личных подсобных хозяйств в регионе - редкость, а должно стать нормой. Это еще одна важная цель краевого минсельхоза в плане устранения последствий разгула огненной стихии.
Вообще же у правительства края помимо приоритетных направлений масса косвенных. Уже ясно - масштаб последствий мог бы быть значительно меньше, если бы. . . Но это как раз тот случай, когда нет места для условного наклонения.
Просто 19 апреля в степных забайкальских селах в одной точке сошлись несколько переменных, и всё оказалось против населения. Как по злосчастной цепочке: ветром были повреждены линии электропередач, автоматика отключилась, отсутствие света не позволило запустить насосы, чтобы они могли качать воду, стационарные телефоны также оказались вне зоны, а мобильной связи в отдаленных селах и до этого не было. Поэтому сообщить, что надвигается пламенная стена, людям просто никто никак не мог, так же, как и пострадавшие физически не могли позвонить пожарным.
Теперь необходимо не только устранить последствия, но и сделать все возможное, чтобы ситуация не могла в точности повториться. Поэтому на повестке вопрос - как опутать паутиной сотовой связи весь Забайкальский край?
Александр Осипов, врио губернатора Забайкальского края: "Мы во взаимодействии с мобильными операторами сегодня смотрим, как можно обеспечить связью эти пункты. Все эти населенные пункты удалены и малонаселенные. С точки зрения окупаемости, инвестиций, затрат они выглядят непривлекательными. Вот сегодня надо посмотреть, сделать свод, что нужно, какие мероприятия технические, сколько они стоят, что окупается, что не окупается. Понять вообще масштаб цифр. После этого решить, можем ли мы вообще с помощью краевого бюджета или федерального решить эту проблему".
Ясно это станет уже в ближайшие полтора месяца. Кроме того, в крае будет разработана принципиально новая система оповещания о надвигающемся катаклизме. А еще ведется работа по увеличению количества пожарных расчетов и укомплектованных всем необходимым добровольных пожарных дружин. .
Подробнее читайте на gtrkchita.ru ...