2020-2-21 11:40 |
По подсчётам местных предпринимателей, заниматься лесозаготовками теми же темпами получится всего несколько лет.
Уже два поколения выросли в Петровск-Забайкальском районе Забайкальского края на незаконной добыче леса, которую с конца 90-х годов не могут одолеть ни правоохранительные органы, ни власти. Масштабы теневого бизнеса в очередной раз вскрылись активными рейдами - за 10 дней проверок в районе нашли 129 незаконных рубок с ущербом примерно на 90 миллионов рублей. Новое краевое правительство объявило чёрному лесоповалу войну, но очень скоро стало очевидно — одними задержаниями проблему не решить.
Росимущество на сене
За трёхметровым забором штрафстоянки в Баляге, под присмотром пса Шарика, гниют вместе с арестованной техникой 7 тысяч кубометров круглого леса. Изъятая древесина лежит здесь уже больше года. Сначала распродать её не давало уголовное дело, по которому деревья проходили вещественным доказательством. Теперь главное препятствие - цена, неоправданно завышенная Росимуществом.
«Выставили за 2,7 тысячи рублей кубометр, — негодует замглавы Петровск-Забайкальского района Николай Горюнов. — Предположим, я предприниматель. Мне надо этот лес самому погрузить и перевезти на распиловку. А если я начну принимать лес у арендатора, то рыночная цена его будет 2,1-2,2 тысячи, причём мне его привезут и выгрузят. Сами представляете, какая маржа. Никто не возьмётся отсюда за такие деньги покупать».
При этом в самой Баляге местные власти строят школу, на которую нужно 5 тысяч кубометров дерева — поставить те же строительные леса. Правительство Забайкалья обратилось в Росимущество, и там пообещали провести переоценку изъятого леса, однако когда это произойдёт, неизвестно. Через месяц проснётся короед, и ловить с древесины будет нечего. Треть и так уже годится разве что на растопку печей.
Рубить и не заморачиваться
Обычно правоохранительные органы изымают лес не в таких крупных объёмах, и проблем с реализацией в районе не возникает. Эти 7 тысяч кубометров — результат агрессивной атаки властей на чёрных лесорубов, говорит Андрей Гурулёв, вице-премьер краевого правительства: «Главная цель - прекратить воровство леса. Для этого задействуем все ресурсы совместно с полицией, районной и природоохранной прокуратурой. Начали мы ещё с прошлой осени, сейчас за моей спиной железнодорожный состав изъятого леса».
«Мы должны понимать, что главное направление дальнейшей деятельности — это работа в белую, — продолжает вице-премьер. — Мы должны чётко знать, как дерево с момента вырубки попадает на пункт отгрузки, как обрабатывается и как достигает конечного потребителя — нашего или за рубежом».
Сейчас есть разные серые схемы по легализации незаконной древесины, рассказывает Максим Суворов, начальник управления государственного надзора и охраны леса минприроды Забайкальского края. Например, владельцы пилорам могут продавать законную, но менее качественную продукцию местному населению, а по документам этой продукции вывозить за границу другую — ту, что сделана из нелегального леса.
Недавно Петровск-Забайкальский городской суд вынес местной жительнице, которая по недостоверным декларациям вывезла за границу 3,5 тысячи кубометров леса на общую сумму 13 миллионов рублей. Женщина получила 3,5 года условно.
«В первую очередь вырубается доступный лес, — говорит Суворов. — И незаконный рубщик не смотрит, спелый это лес или неспелый. Арендатор работает в соответствии с лесным законодательством, в рубку отдаются только спелые насаждения. Соответственно, у него есть обязанности по воспроизводству лесов, по тушению пожаров. Незаконный рубщик ничем этим не обременён — рубит, где хочет, и не заморачивается».
По словам предпринимателя Анатолия Протасова, из-за того что местные жители охотнее идут в незаконный бизнес, легальные предприятия испытывают острый дефицит кадров. В районе уже есть целые династии чёрных лесорубов. В январе, например, сотрудники полиции двоих родных братьев в селе Сохотой — те вместе спилили почти 200 деревьев на общую сумму 654 тысячи рублей.
Слепой лесник
Несмотря на то что пойманные лесорубы редко отправляются за решётку, вице-премьер Андрей Гурулёв считает, что ужесточать наказание именно для них не стоит: «Нужно чёткое понимание, кто за что отвечает. С чего начинается незаконная добыча леса? С наших лесников. Начинать нужно с себя. Если лесник на месте, никаких незаконных рубок нет. Мы составили перечень, у одного лесника незаконных рубок по мизеру, можно было не заметить, а есть те, у кого на 30 миллионов рублей».
С предложением жёстче привлекать к ответственности должностных лиц, которые допускают рубки на своих территориях, региональное правительство вышло на правоохранительные органы, однако пока решения нет.
Активно работать в Петровск-Забайкальском районе краевые чиновники планируют ещё минимум две недели, но даже если они переловят за это время всех чёрных лесорубов, остаётся нерешённым куда более сложный вопрос — истощение лесного фонда. По подсчётам местных предпринимателей, заниматься лесозаготовками теми же темпами получится всего несколько лет.
«Мы собрали с арендаторов лесных участков бизнес-проекты, — поделился глава района Сергей Немков. — Сейчас они заготавливают сосну, а берёза, лиственница и другие насаждения остаются. Нужно внедрить углубленную переработку, и из берёзы, например, делать древесный уголь, из порубочных остатков — пеллеты. Эти проекты все просматриваются».
Есть, правда, загвоздка — денег на новые проекты у местных бизнесменов нет.
Подробнее читайте на chita.ru ...
Источник: chita.ru | Рейтинг новостей: 115 |