2021-6-12 12:29 |
Все – потомственные дворяне, бывшие гвардейцы, все участвовали в боевых действиях, все проходили службу в Польше.
Начиная с Николая Муравьёва-Амурского, по инициативе которого 170 лет назад была образована Забайкальская область, столицей которой стала Чита, генерал-губернаторы Восточной Сибири, в непосредственном подчинении которых находились военные губернаторы новой области, играли большую роль. Именно они первыми поддерживали или отвергали инициативы правителей Забайкалья, инспектировали регион, согласовывали кадровые перестановки и так далее.
Их приезд в Читу всегда был большим событием, к которому тщательно готовились. Ставший после Муравьёва-Амурского генерал-губернатором его ученик и соратник Михаил Корсаков занимал пост генерал-губернатора почти десять лет - с 1861 года по 1871-й. А затем до раздела в 1884 году Восточной Сибири на два генерал-губернаторства, когда Забайкальская область перешла в подчинение Приамурскому генерал-губернаторству, полпредами императора побывали три генерала. Все – потомственные дворяне, бывшие гвардейцы, все участвовали в боевых действиях, все проходили службу в Польше, но при этом были не похожими друг на друга.
Петербуржец
Сменивший Михаила Корсакова Николай Синельников происходил из дворян Санкт-Петербургской губернии. Интересно, что он был значительно старше Корсакова, которому в момент отставки было всего 44 года. Николай Петрович родился в 1805 году и ему в 1871 году было уже 66 лет. Окончил 2-й кадетский корпус, служил в пехоте и гвардии, участвовал в польской компании 1831 года.
За храбрость при взятии Варшавы и в других боях награждён боевыми орденами. Через 10 лет полковник, а через 20 – генерал-майор. В 1851 году оставил военную службу и был причислен к Министерству внутренних дел. С 1852 по 1959 годы возглавлял последовательно четыре губернии: в 1852 году Владимирскую, в 1852-1855 – Волынскую, в 1855-1857 – Московскую и в 1857-1859 – Воронежскую. Административный опыт был приобретён достаточно богатый.
«Энергичный, неподкупный, справедливый и, вместе с тем, чрезвычайно вспыльчивый и резкий, он являлся грозным бичом и искоренителем взяточничества, злоупотреблений и всякой неправды, - писал он нём один из современников. – Неутомимый сам, он требовал такой же энергии и неутомимости от своих подчинённых». И неслучайно ему присваивались звания «Почётного гражданина» городов, где он правил, а его имя давали улицам этих городов.
При этом со своей супругой Софьей Лаврентьевной они, по словам современников, жили скромно, воспитывая пятерых детей (трёх дочек и двух сыновей). Супруга по своему вероисповеданию была лютеранкой.
В 1859 году генерала Синельникова император Александр II вернул в армию и назначил генерал-интендантом 1-й армии, расположенной в Царстве Польском. За свою честность и неподкупность, а также справедливость, он приобрёл уважение не только у русских, но и поляков. И когда в 1863 году он, везя крупную сумму, попал в руки польских повстанцев, они, узнав, кто перед ними, не только его отпустили, но и оставили при нём всю сумму.
После упразднения в 1864 году 1-й армии и образования трёх военных округов (Варшавского, Виленского и Киевского) Синельникову было поручено в каждом из них сформировать окружные интендантства, что он быстро и качественно сделал. За успешное выполнение этого поручения Александр II назначил его императором, а вскоре поставил на должность главноуправляющего всеми тюрьмами Российской империи.
В 1868 году неожиданно скончалась его супруга, что не могло не повлиять и на Николая Петровича. В 1871 году он женился второй раз. И хотя дети были уже взрослыми, им с новой супругой Софьей Фёдоровной лучше было на время уехать куда-нибудь подальше. И император пошёл ему навстречу, назначив как раз в 1871 году генерал-губернатором Восточной Сибири.
Как отмечают современные иркутские историки, за время своего правления Николай Синельников «в громадных размерах расширил площадь возделываемой земли, энергично заботился об увеличении числа школ в отдалённейших округах Сибири, старался уменьшить число кабаков, как бы кольцом охвативших золотые прииски, и даже хлопотал о совершенном уничтожении кабаков в приисковых окрестностях. Особенно энергично вступил он в борьбу с так называемыми тёмными поборами сибирского чиновничества, принявшими форму как бы негласного пособия служащим, с ведома самой администрации».
Кроме того, он, стараясь «отстранить крестьян от развращавших их работ на золотых приисках и заботясь об улучшении быта ссыльнокаторжных, он разрешил посылать лучших из них на частные прииски на правах вольных рабочих, что, конечно, благоприятным образом отразилось на ссыльных, получивших возможность обеспечить себя ко времени окончания срока наказания». Вполне понятно, что всё это сказалось и на положении дел в Забайкальской области. Опытный администратор, он мало ездил по генерал-губернаторству, но зато принимал много жаловавшихся и принимал жёсткие решения, за исполнением которых внимательно следил и сурово наказывал за их нарушения.
В Иркутске Синельников устроил воспитательный дом, обратил интендантский сад в общественный, основал театр и оградил город от наводнения реки Ангары громадным валом, тянущимся почти на две версты. В 1873 году ему было присвоено звание генерала от кавалерии. А уже после того, как он в 1874 году оставил и свой пост, и этот город, иркутяне присвоили ему звание «Почётного гражданина города», а в Хабаровске его именем назвали одну из улиц.
Сенатор вернулся в Петербург, но долго там задерживаться не стал, а переехал в Харьков, где в последние годы жизни писал мемуары. Не стало его в 1892 году.
Обрусевший финн
В 1874 году пост генерал-губернатора занял Платон Александрович Фредерикс. Он был младше своего предшественника более чем на 20 лет. Родился в 1828 году в известной семье финских дворян, из которой вышло немало генералов и придворных. Барон. Тогда же был и крещён (финны, как правило, были лютеранами), что открывало для него возможности делать карьеру. Образование получил в Дворянском полку. Службу начинал в лейб-гвардии Егерском полку, в котором дослужился до полковника.
Во время восстания в Польше был назначен на должность обер-полицмейстера Варшавы и три года отвечал за порядок в столице Царства Польского. Он лично принимал участие в следственных делах, касавшихся участников Польского восстания 1863-1864 годов. Был награждён орденами Святого Станислава 1-й степени и святой Анны 1-й степени.
В 1864 году Фредериксу присвоили звание генерал-майора и включили в состав свиты императора. С сентября 1866 года Платон Александрович – начальник 3-го округа жандармов и начальник Варшавского жандармского округа. В 1971 году Александр II «пожаловал» его в генерал-адъютанты, а в декабре 1873 года он получил звание генерал-лейтенанта.
И вот в 1874 году барон Фредерикс получил новое назначение – в Восточную Сибирь, которая тогда включала и Дальний Восток. Сведений о его семейном положении мне найти не удалось. Но, похоже, что в отличие от предшественника, Платон Александрович был более лёгким на подъём. И весной-летом 1875 года новый генерал-губернатор проехал от Иркутска до Владивостока, побывав, естественно, и в Чите. А на следующий год он специально съездил в главный пограничный город своего генерал-губернаторства – Троицкосавск, который уже тогда слился с Кяхтой.
Итогом, как отмечают современные иркутские исследователи, стало несколько его инициатив. Во-первых, начиная с 1876 года с китайцев, ехавших в Россию на заработки, стали взимать акцизные сборы. А с 1879 года в Приморской области с живших там китайцев стали брать поземельный налог. Во-вторых, корейцев, живущих в генерал-губернаторстве, по его инициативе с 1879 года обложили подушной податью.
Вместе с тем он был противником реформирования, и в том числе разделения генерал-губернаторства, считая, что до проведения сюда железной дороги и завершения всех реформ, начатых в государстве, делать этого не надо.
К подчинённым он относился хорошо и они отвечали тем же. Так, по словам чиновника Александр Падерина, Платон Александрович – это «джентльмен в наилучшем значении слова, с прекрасными качествами души и сердца».
Думаю, что у политических заключённых, об опасности которых генерал-губернатор не раз предупреждал столицу, о нём было несколько иное мнение. Но высказывать его они не торопились, на дворе были ещё достаточно суровые времена.
В 1879 году его вернули в столицу, где он стал числиться при армейской кавалерии. Возможно, у императора Александра II на барона и были какие-то планы, но в марте 1881 году он был убит террористами-народовольцами.
И генерал-лейтенант Платон Фредерикс так и остался не у дел. Умер он в 1888 году и был похоронен на Волковском кладбище Петербурга.
Тамбовчанин
Сменил финского дворянина на посту генерал-губернатора Дмитрий Гаврилович Анучин. Он родился в 1833 году и происходил из дворян Тамбовской губернии. Он был самым образованным из всех генерал-губернаторов. За плечами у него был не только Павловский кадетский корпус, но и Императорская военная академия (будущая Академия Генерального штаба). Дмитрий Анучин, как и его предшественник, начинал службу в лейб-гвардии Егерском полку. Служил на Кавказе, а затем в Генеральном штабе. В 1863 году полковника Анучина отправили в Польшу.
За победу над польскими повстанцами в сражении при Оссове он был награждён золотой саблей с надписью «За храбрость». В 1867 году ему присвоили звание генерал-майора (он всё ещё служил в Варшаве) и вскоре назначили на пост гражданского губернатора города Радом (до 1844 года это была столица Сандомирской губернии Царства Польского, а затем – Радомской губернии).
Почти 10 лет руководил он этой губернией, находившейся в центре российской Польши. Оставаясь формально в должности губернатора, Дмитрий Гаврилович был направлен в действующую армию на Балканы, где в 1877-1878 годах шла русско-турецкая война. В 1877 году ему было присвоено звание генерал-лейтенанта.
Император Александр II включил Анучина и в состав дипломатической делегации на Берлинский конгресс, созванный для пересмотра условий Сан-Стефанского мирного договора России с Турцией. Европейские «великие» державы, не желавшие усиления России, постарались свести на нет её успехи в той войне.
Надо сказать, что сведений о семейном положении и этого генерала пока найти не удалось.
В 1879 году его назначили на пост генерал-губернатора Восточной Сибири. Тот год для столицы огромного края Иркутска был трагическим. Страшные пожары лета того года уничтожили значительную часть города. Сгорело почти 3,5 тысячи деревянных построек и даже 105 каменных домов. Сгорели городской театр, мужская и женская гимназии, уездное и несколько приходских училищ, все библиотеки, два детских приюта, детский сад, воспитательный дом, церковь.
Были уничтожены музей и библиотека местного отдела Императорского Русского Географического общества. Прибывший в Иркутск в 1880 году новый генерал-губернатор занялся в первую очередь восстановлением столицы края. Он помогал всем, чем только мог, в том числе организуя подписные компании по всей империи. И, к примеру, краеведческий музей, деньги на строительство которого дали не только местные купцы, но и присылали из различных городов, включая две столицы империи (Петербург и Москву), был заложен в 1882 году, а в 1883 году уже торжественно открыт.
В отличие от Фредерикса Анучин ратовал за разделение огромного генерал-губернаторства на две части. При этом именно он в 1882 году предложил заселять Южно-Уссурийский край за казённый счёт морем. Это положило начало формированию так называемого Добровольческого флота, корабли которого повезли переселенцев с Украины на Дальний Восток.
При этом Анучин был ещё военным писателем и публицистом, активно сотрудничал с такими изданиями«Военно-энциклопедический лексикон» и «Энциклопедический словарь». При его поддержке и личном участии был издан восьмитомный «Сборник главнейших официальных документов по управлению Восточной Сибирью». Главным итогом стало разделение в 1884 году генерал-губернаторства Восточной Сибири на два. Забайкальская область отошла новому Приамурскому генерал-губернаторству, центром которого стал Хабаровск.
Но после убийства 1 марта 1881 года императора Александра II общественное мнение в стране начало меняться. Уже не так ценились образованность и преданность Отечеству, как революционный фанатизм в борьбе с самодержавием.
26 октября 1883 года 25-летний заключённый народоволец, сын обрусевшего якутского чиновника и якутки, сам учитель гимназии, Константин Неустроев в знак протеста против притеснения политических заключённых дал пощёчину Анучину. Сам Дмитрий Гаврилович никакого наказания требовать не стал, это сделали его подчинённые. И 5 ноября Иркутский военно-полевой суд приговорил его к смертной казни. Казнили его 9 ноября 1883 года.
И с этого момента генерал-губернатор стал, как сказали бы сегодня, не рукопожатным. Когда он проезжал по городу, вслед ему кричали: «Убийца!». Ворота его двора несколько раз измазывали ночью кровью… Многие иркутяне вмиг забыли то добро, которое он сделал для их города. В итоге в 1885 году Анучин ушёл в отставку.
Император Александр III назначил его сенатором, а кроме того он был зачислен по Забайкальскому казачьему войску. С 1894 года генерал-лейтенант Анучин состоял «первоприсутствующим» в департаменте герольдии.
Умер он в последний год ХIХ века - в январе 1900 года - и был похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге.
На нём закончилась и восточно-сибирская часть истории дореволюционной Забайкальской области, которую ожидали и великие преобразования, и великие потрясения.
Подробнее читайте на chita.ru ...