«Тайны истории»: Первая жертва революционного террора

«Тайны истории»: Первая жертва революционного террора
фото показано с : chita.ru

2021-7-26 08:11

Он выжил, но его карьере пришёл конец.

Восьмым военным губернатором в истории образованной 170 лет назад Забайкальской области был сменивший Ивана Педашенко генерал-майор Лука Ильяшевич. Он первым из руководителей Забайкалья стал жертвой революционного террора. Он выжил, но его карьере пришёл конец.

Известный историк и архивист Татьяна Константинова в своей изданной в 2001 году книге «Губернаторы Забайкалья. 1851-1917 гг.» писала в начале главы об этом губернаторе: «Выявить документы биографии этого руководителя Забайкальской области пока не удалось».

Более того, она констатировала: «До недавнего времени не было известно даже имени военного губернатора Ильяшевича. Автору удалось установить, что звали его – Лука Иванович». Через некоторое время ей удалось связать Ильяшевича с широко известной в XIX веке историей покушения на него. В «Энциклопедии Забайкалья» об этом Татьяна Андреевна написала предельно кратко: «После побега восьми каторжан с Карийской каторги 11.5.1882 содействовал ужесточению режима на ней, за что 16.9.1882 подвергнут покушению со стороны М.И. Кутитонской. Ранен. Ходатайствовал перед царём об отмене ей смертной казни».

Значительно больше информации удалось найти краеведу Валерию Филоненко, который 20 сентября 2017 года опубликовал в «Читинском обозрении» статью «Выстрел в губернатора». Появились и другие источники, позволяющие восстановить «портрет» восьмого губернатора. Теперь действительно многое известно, но далеко не всё.

«Без лести предан»

Родился Лука Илляшевич (так пишет один из современных потомков этой фамилии, считающий, что Лука Иванович изменил фамилию, русифицировав её) 17 октября 1832 года в Таращанском уезде Киевской губернии в семье титулярного советника Ивана Петровича. Отец умер в 1841 году, и семья осталась без средств. Кто их поддерживал, можно только гадать.

В июле 1844 года его определили в Новгородский кадетский корпус имени графа Аракчеева на казённый счёт. За десять лет до этого император Николай I принял решение присвоить имя графа этому корпусу и употреблять его герб, под щитом которого девиз графа «Без лести предан».

И Лука Иванович прожил свою жизнь, руководствуясь этим девизом. Стоит отметить, что Лука Ильяшевич, выпускник Аракчеевского корпуса 1850 года, не забыл тех лет. И, став генерал-майором, пожертвовал корпусу 10 тысяч рублей (гигантскую в те времена сумму) с тем, чтобы проценты с этой суммы выдавались «впавшим в нищету» бывшим воспитанникам заведения.

По окончании Корпуса служил в Дворянском полку, который был одновременно своеобразным учебным заведением. Позже учился в Константиновском артиллерийском училище. И в качестве офицера-артиллериста участвовал в Крымской войне 1853–1856 годов. Грамотного офицера приняли на учёбу в Николаевскую военную академию, которую Ильяшевич окончил в 1862 году.

Служил начальником штаба 6-й пехотной дивизии, а с 1873 по 1877 год полковник Ильяшевич командовал элитным 8-м Московским гренадёрским полком, с которым он отправился на Русско-турецкую войну 1877–1878 годов. Был начальником штаба 13-го армейского корпуса. За ту войну он был награждён своим первым боевым орденом — Святого Владимира 3-й степени с мечами и бантом. В 1878 году ему было присвоено звание генерал-майора.

Когда в эти годы он женился и были ли у него дети, пока не известно, как и то, кем же в девичестве была его супруга, о которой известно лишь то, что в Чите она, как и другие супруги губернаторов, стала председателем Попечительского совета. До весны 1880 года они жили в Харькове, где он служил в штабе местного военного округа.

Кто предложил «выдернуть» этого провинциала из тёплой Харьковщины и отправить в холодное и мало ухоженное Забайкалье, всё ещё загадка.

18 апреля 1880 года Лука Иванович Ильяшевич назначается военным губернатором Забайкальской области и наказным атаманом Забайкальского казачьего войска.

На «забайкальской ступеньке»

Для многих оказаться во главе Забайкальской губернии было важным шагом в карьере, давая возможность сделать следующий шаг по карьерной лестнице. Так, несколько предшественников Ильяшевича стали генерал-губернаторами Восточной Сибири, а позже членами Сената. Но для иных «забайкальская ступенька» оказывалась весьма скользкой и была последней в их биографии.

Можно считать, что Луке Ивановичу также не повезло. В общем-то, он делал всё, что должен был делать человек на его посту.

Чита не была похожа на уютные города юга России. Татьяна Андреевна Константинова писала о том, какой была столица Забайкалья при Ильяшевиче: «В Чите тогда проживали 5559 жителей. В городе было построено 489 деревянных домов и четыре кирпичных здания. Жизнь текла медленно, и такие события, как открытие гимназии, были первостепенными, значительными и запоминающимися».

Из всех достижений нового губернатора, 4 года правившего в этом огромном регионе, в местном архиве удалось найти только то, что он продолжил дело, начатое ещё губернатором Корсаковым и продолженное всеми последующими губернаторами, – строительство и открытие в Чите восьмиклассной мужской гимназии. Ему вроде бы удалось многого добиться в решении этого вопроса, но открыли её при другом губернаторе.

Его действительной заслугой было то, что он поручил начальнику штаба ЗКВ генерал-майору Владимиру Андриевичу провести перепись забайкальских казаков и работать в архиве. Итогом стали не только четыре выпуска книги «Материалы статистики населения в Забайкальском казачьем войске», но и «Краткий очерк истории Забайкалья с древнейших времён до 1762 г.» — первая историческая работа о нашем крае.

В 1882 году губернатор был награждён орденом Святого Станислава 2-й степени.

А вот через год читинская элита попросила его принять звание «Почётного гражданина города Читы». Гимназия ещё не была открыта. За исполнение обязанностей губернатора орденом его отметил император. Так за что же звание «Почётного гражданина»?

Думаю, это связано с историей покушения на него и его реакцией. Историю покушения описал в одной из своих книг террорист-народник, убивший шефа жандармов и главу Третьего отделения Николая Мезенцева, бежавший за границу и умерший в Лондоне, Сергей Степняк-Кравчинский.

«Среди поселенцев была одна молодая девушка, Мария Кутитонская, — писал он. — Вскоре после «бунта 11 мая» она была освобождена из тюрьмы и водворена в одном городе той же губернии. Это означало, что она могла свободно ходить по городу, но не имела права отлучаться.

Геройская девушка решила сама отомстить за надругательства тюремщиков над ни в чём не повинными, беспомощными узниками. Она достала маленький револьвер и тайно отправилась в Читу, где находился губернатор генерал Ильяшевич. По дороге её арестовали как беглянку и повезли в Читу, куда она и стремилась.

Прибыв в город, она попросила допустить её к генералу, говоря, что хочет лично объяснить ему, почему покинула Акшу. Ничтоже сумняшеся жандармы повезли её прямо в губернаторский дворец. Когда генерал вышел из своего кабинета, Мария вытащила револьвер и со словами: «Вот вам за 11 мая!» – выстрелила в него в упор. Губернатор Ильяшевич был тяжело ранен в живот».

Почему Лука Иванович решил встретить эту девушку? Ей было всего 27 лет. Когда эту дворянку, выпускницу Одесской женской гимназии арестовали первый раз (в 23 года), то освободили на поруки. Но через год арестовали снова и приговорили к каторжным работам на 15 лет, однако опять пожалели и сократили срок до 4 лет. Каторгу она отбывала на Каре. И уже губернатор Ильяшевич в 1882 году перевёл её на поселение в Акшу. Может, он ждал слов благодарности. Увы. Получил пулю в живот.

История «бунта 11 мая» связана с попыткой побега восьми политических заключенных и последующими действиями властей по ужесточению порядка для политических.

Террористку на этот раз приговорили к смертной казни через повешение. Так вот раненый губернатор обратился к императору Александру III с просьбой отменить смертную казнь. И это было сделано. Кутитонскую в январе 1883 года отправили в Иркутск, где она в мае 1887 года умерла от горловой чахотки.

Читинская «элита» оценила благородство губернатора. А вот император, отца которого убили террористы, да и самого не раз пытались убить, нет.

И в марте 1884 года Лука Ильяшевич ушёл (или ему порекомендовали это сделать) в отставку. На следующую «ступеньку» он уже не поднялся.

С семьей он вернулся на тёплый юг, где прожил ещё почти 17 лет. Умер в Киеве 17 января 1901 года и был похоронен на кладбище, называвшемся «Аскольдова могила». В 1930-е годы это кладбище было «ликвидировано».

Подробнее читайте на ...

ильяшевич лука губернатора удалось иванович забайкалья забайкальской губернатор