Позор России. Почему не восстанавливают церковь в Калинино?

Позор России. Почему не восстанавливают церковь в Калинино?
фото показано с : chita.ru

2020-6-25 10:22

И где 11 миллионов рублей пожертвований, собранных на реконструкцию?

Писатель и краевед Константин Михайлов в письме министру культуры Ольге Любимовой назвал 20 памятников архитектуры, позорящих Россию. Один из них — Успенская церковь в селе Калинино Нерчинского района Забайкальского края 1712 года постройки. О её реконструкции говорят уже много лет, а в 2012 году работы даже почти начались. Был готов проект реконструкции, собраны 11 миллионов рублей пожертвований. Подрядчик должен был выйти на объект, но всё сорвалось в последний момент.

Вот уже 8 лет о реконструкции только говорят. Необходимого волевого решения от Читинской епархии и правительства региона — отремонтировать храм — нет. Церковь в Калинино безмолвно рушится.

Заслуженный архитектор России Виктор Кулеш рассказывает, что, когда первый раз побывал возле церкви и изучил всю ситуацию, понял, что это уникальнейший объект, историческая гордость Забайкалья и её надо спасать.

«Здание построено в период с 1706 по 1712 год. Если сопоставить с теми датами, которые для России важны, 1709 — год Полтавской битвы. Представьте, в то время, когда вся Россия надрывалась в битве со шведами, когда никакого строительства не было, тем не менее, Пётр Первый разрешил строить церковь в далёком Забайкалье. Это первый храм от Байкала до Тихого океана, построенный так капитально. Естественно, как архитектора и забайкальца меня очень интересовала эта история», — говорит он.

Уточняет, что первые замеры для будущей реконструкции были сделаны ещё в 2008 году, повторили их в 2011-м.

«Мы пришли к выводу, что здание ремонтноспособно. Такой корявый, но точный термин. Обратились в епархию к владыке Евстафию и губернатору Равилю Гениатулину. Убедили всех, что надо начинать хотя бы с какого-то проекта. Они, конечно, согласились, и мы начали действовать», — рассказывает Виктор Кулеш.

Процесс реставрации очень дорогостоящий. Но было важно остановить разрушение здания.

«Хотя бы привести его в порядок и сделать так, чтобы там можно было служить. За минимальную плату, к этому никто не придирался, назвали этот проект капитальным ремонтом. Хотя директор нашего проектного института Юрий Ефимович Викулов с моей подачи решил, что, да, называется капитальным ремонтом, а, на самом деле, это будет проект реконструкции и восстановления.

В «Читагражданпроекте» был создан коллектив из 20 человек, которые с большим энтузиазмом взялись за работу, несмотря на то, что мы делаем практически реставрацию, а деньги получаем за капитальный ремонт. Это никого не смущало. Все считали, что это большое, нужное и святое дело», — говорит заслуженный архитектор.

Проект был выполнен, выпущен и утверждён. В том числе, его одобрил и владыка.

«Евстафий любил строить, был мастером в организации строительства. Мы решили начинать. Нашлась и строительная организация, которая была готова работать (компания «Энергожилстрой» — авт.). Я неоднократно выступал по радио и телевидению, говорил о том, что надо церковь спасти. Если каждый приедет туда, очистит два-три кирпича, они его потом всю жизнь будут греть. Он будет чувствовать, что участвует в святом деле восстановления храма», — говорит Виктор Иванович.

На благотворительный счёт начали поступать средства для церкви в Калинино. В общей сложности было собрано 11 миллионов рублей, всего же необходимо было 28 миллионов. Но многие помогали и делом.

«Однажды мне позвонил ректор ЗабИЖТ Николай Сигачёв (сейчас он возглавляет Институт природных ресурсов — авт.) и предложил помощь в реконструкции фундамента. Он сказал, что у них в институте разработано техническое предложение, благодаря которому предотвращается разрушение здания, фундамент становится монолитным и перестаёт принимать воду. Мы все были готовы начать. Такое предвкушение, что через 6–8 лет здание будет стоять», — рассказывает Виктор Кулеш.

Уточняет, что в тот момент Евстафий был также за начало работ. Говорил, что с 11 миллионами можно строить. Практика показывает, что, когда люди увидят начало реконструкции, будут ещё пожертвования, подключатся меценаты и получится довести всё до конца.

Но именно в этот момент в Забайкалье назначали нового владыку Владимира.

«Появился епископ Владимир, которому сказали: «Да, вы что, за 28 миллионов рублей сделать такую работу не получится». Приехали московские эксперты и внушили ему, что на такую реконструкцию надо 300 миллионов. Конечно, 300 миллионов рублей это лучше 28. Но кто их даст? Никто. К тому же Владимир понимал, что он здесь временно и не проявлял никакой инициативы. Вопрос с реконструкцией завис», — говорит Виктор Кулеш.

Добавляет, что нынешний владыка Димитрий, несмотря на то, что местный, не способен возглавить такое строительство: «Не умеет, не знает, и не может возглавить строительство. Он боится».

В 2016 году сообщалось, что Димитрий поедет в Москву, чтобы провести ряд встреч и решить судьбу Успенской церкви.

«Мы настроены самым решительным образом начать как можно скорее противоаварийные работы. Нерчинская епархия и министерство культуры края достигли полного взаимопонимания в этом вопросе. Противоаварийные работы — это первоочередная цель. Мы намерены добиваться включения храма в федеральную программу реставрации памятников, поскольку это первый каменный храм, построенный за Байкалом, и его необходимо сохранить», — сообщала тогда пресс-служба епархии.

Но итоги этой поездки не сообщались. Работы на объекте так и не начались.

Виктор Кулеш с вопросом о реконструкции церкви в Калинино обращался уже и к нынешнему губернатору Александру Осипову.

«Губернатор однажды соблаговолил встретиться с союзом архитекторов. Я сходил на эту встречу. Задал три вопроса, в том числе, сказал о необходимости вернуться к восстановлению храма в Калинино. Существует некая легенда, что Осипов православный губернатор, что он к этому делу относится трепетно и очень верующий человек. Я ему сказал, что есть проект. Он спросил: «Вы можете передать нам этот проект?» Я ответил, что, конечно, можем: «Чего он у нас в архивах киснет? Мы заинтересованы в том, чтобы этот проект работал». Он уточнил, что в понедельник придёт его помощник, передайте», — рассказывает архитектор.

Добавляет, что к понедельнику подготовил все диски с записями. Ещё раз вместе с коллегами изучили проект и поняли, что он пригоден для реализации. В назначенный день помощник не пришёл.

«Появился дней через 20. Сказал, что было некогда, был загружен. Я всё передал. Думаю, Осипов получил материалы, и было бы неплохо, если бы он набрал номер и сказал, спасибо, готовьтесь к работе. Ничего подобного. Получил и спасибо не сказал. Ну и ладно. Спасибо нам не надо, обойдёмся. Через некоторое время я услышал, что в 2020 году объект законсервируют, а в 2021 году начнётся строительство. Конечно, никакой консервации не началось. Она и не нужна. Зачем тратить деньги, если через год надо начинать восстановительные работы. Кому это нужно?» — говорит Кулеш.

Действительно, в 2019 году инспекция по охране объектов культурного наследия Забайкальского края заявляла о намерении к 2021 году завершить процедуру консервации разрушающейся церкви в Калинино.

«Есть реставрационная мастерская «Хранитель», которая в 2018 году создала проектно-сметную документацию, она включает в себя работы по консервации объекта. Эта документация прошла историко-культурную экспертизу и буквально на днях поступила на согласование в Государственную службу по охране объектов культурного наследия», — говорили тогда в инспекции.

Сейчас в инспекции уточняют, что консервация пока откладывается — проблема с документацией. Уточняют, что активных действий в направлении церкви в Калинино на данный момент нет.

В пресс-службе читинской епархии в ответе на официальный запрос ИА «Чита.Ру» сообщили, что документы на церковь переданы в службу охраны памятников год назад.

«В июне прошлого года проектно-сметная документация для проведения противоаварийных работ по сохранению церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Калинино Нерчинского района Забайкальского края направлена в Государственную службу охраны объектов культурного наследия», — говорится в ответе.

В нём же указано, что пожертвования, собранные на реконструкцию, находятся на счёте Нерчинской епархии: «Они будут использованы для работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия».

Этот вопрос действительно волновал многих — где деньги? Опасались, что они пущены на иные цели. Другой вопрос, что собраны они были на дело. Великое и святое дело. Но вот уже восемь лет просто лежат. Ждут своего часа, который, непонятно, настанет ли.

Виктор Кулеш вспоминает, как в 2012 году епископ Евстафий провёл службу в церкви в Калинино.

«Тогда храму исполнилось 300 лет. Было много народа, церковь переполнена. Паломники из разных мест. Это уже был октябрь, и очень холодно. Сквозил ледяной ветер, все замёрзли, но на душе было тепло. Я помню эту чувство. Слышал, как одна женщина, выходя со службы, сказала: «Вся продрогла до костей, а внутри так светло», — говорит Виктор Иванович.

Тогда всем казалось, что вот-вот храм оживёт. Что есть люди, готовые взяться и сделать, есть решение и поддержка на высоком уровне. Но из режима действия история с церковью в Калинино перешла в режим ожидания. Многолетнего и беспросветного. Почему-то необходимой заинтересованности в восстановлении храма сейчас нет. При этом Читинская епархия планирует много новых строек. Правда, в Чите.

«Помню, мне звонили и спрашивали, как записаться, чтобы поучаствовать в реконструкции. Я уже знал, что там будут военные палатки, будут кашу солдатскую варить, организуем транспорт. Конечно, это не могло быть народной стройкой, такие вещи должны делать профессионалы. Но можно было сделать так, чтобы люди участвовали во вспомогательных работах. Молодёжь хотела ехать, помогать, стараться. И мы вот такую возможность упустили. Не воспользовались энтузиазмом. Здание разрушается, гибнет, но можно его восстановить. Оно должно начать служить. И всё само пойдёт. Получится», — добавляет Виктор Кулеш.

Наверное, это есть самый верный путь. Не ждать идеального стечения обстоятельств и всех необходимых миллионов. Начать с того, что есть на данный момент. Перестать тратить годы на согласование документации. Идти, требовать, узнавать, просить. Действовать. Не плыть по восьмилетнему течению в никуда. Но для этого нужно решение губернатора и митрополита. Его, к сожалению, пока нет.

Подробнее читайте на ...

калинино реконструкции виктор проект церкви кулеш миллионов церковь