2020-3-4 05:20 |
Металлоискатели, камеры, нехватка времени и отнимающаяся от заполнения бланков рука. Что ещё?
— Роман Алексеевич, не хотите сдать ЕГЭ для родителей по истории? — внезапно, посреди рабочего дня спросил меня улыбающийся голос в трубке. Я опешил и согласился в одну секунду. — Конечно!
Мифы и легенды
Я выпускался из школы в 97-м, когда не было ещё никаких ЕГЭ, а были письменные математика и сочинение, один региональный экзамен (в 1997 году это была — ха-ха! — физкультура), и ещё два на выбор. Я выбрал историю и «Человек и общество» с основами права. Выбор диктовался тем, что поступал я на исторический факультет Читинского пединститута, который в 2002 году я и окончил.
Ахов и обмороков вокруг ЕГЭ не понимаю. В те ещё времена причин для стресса было вдвое больше — мы сперва выпускались, а потом поступали, в обоих случаях сдавая жёсткие экзамены.
Потом появился ЕГЭ и быстро превратился в мифологизированную индустрию. Миф гласит, что без курсов и репетиторов выпускник всё провалит, а индустрия предлагает, соответственно, вкидывать как можно больше денег в репетиторов и курсы. В идеале нужно вообще покинуть школу классе в 8-м и уйти в какой-нибудь платный лицей — этакий высокогорный монастырь при желаемом вузе.
Чтобы понять, насколько сильно преувеличены масштабы трагедии, 28 апреля я оказался в бывшей станции юных техников, в полусотне метров от родной школы. Мне предстоит по собственной воле пройти то, что принято считать кошмаром. С одной оговоркой — для меня результаты тестирования не будут значить вообще ничего.
«А голову дома ты не забыл?»
То, что я не забыл дома паспорт — чистая случайность. Что-то щёлкнуло в голове, и я вернулся за документом в последний момент перед выходом из подъезда. А ведь именно паспорт и чёрная гелевая ручка входят в набор предметов, без которых на ЕГЭ приходить бессмысленно. Так же бессмысленно брать с собой почти что всё остальное, материальное.
Кроме паспорта и ручки в ППЭ (пункт проведения экзамена) разрешено проносить воду, лёгкий перекус (шоколадку, например), платок, необходимые лекарства. На математику разрешают принести простую линейку, а на географию — транспортир. Попытаетесь протащить что-то другое — будьте готовы к изгнанию и отлучению от таинства ЕГЭ до следующего года.
Всё это и показывают на экзамене для родителей. Оставив в карманах куртки телефон, ключи и всё остальное, я сдал верхнюю одежду в гардероб, тут же зарегистрировался — вот зачем нужен паспорт — и оказался перед металлоискателем, ручным, как в аэропорту. Пикнул только ремень. Я допущен и могу войти.
Оборудованная на 30 мест аудитория заполнена меньше чем наполовину. Контингент разношёрстный: справа улыбается министр экономического развития Александр Бардалеев, за спиной, хихикая, заранее просит списать коллега Анетта Абрамченко, сидят люди постарше, помладше, всего человек 10–12, не считая организаторов.
Торжественно. Министр образования Андрей Томских приветствует всех и объясняет, что ЕГЭ — это не «проверь свои знания», как в «Тотальном диктанте», а возможность для любого родителя лично увидеть и понять, как всё устроено. Экзамен полностью копирует реальную процедуру сдачи, с камерами на стенах, бланками, заданиями, контролем и регламентом.
Речь министра была тем немногим, что не входит в обычную схему. Уже следом за ней организаторы начали судебным голосом зачитывать строгие правила. Именно зачитывать, потому что даже свод правил перед экзаменом юридически выверен и произносится слово в слово.
Торжественно и жутковато. Впрочем, когда мои одноклассницы в истерике вырывались из актового зала, где у нас принимали историю, жути было больше.
После объяснения всех правил на авансцене появился диск, на котором оно самое. В день реального экзамена такие диски в защищённой упаковке доставляются в каждый ППЭ. Раньше, говорят, были пакеты с готовыми бланками, но с ними начали хитрить, и теперь необходимое количество бланков распечатывается прямо на месте: кроме заветного диска в обряд включаются ноутбук и лазерный принтер.
Как курица лапой
Бланки в руках, испытание начинается. Для начала в мелких, размером с апельсиновую косточку квадратиках должны появиться печатные буквы и цифры, которые сложатся в ваше имя, данные паспорта и другие данные.
А потом окажется, что на 11 заданий, из которых два разделены на несколько подзаданий, а ещё два — вообще развёрнутые сочинения, отведено всего 55 минут. Серьёзно?!
На ЕГЭ по истории школьники выполняют около 40 заданий, на которые отводится 3—3,5 часа.
Покончив с первыми девятью несложными и даже развлекательными вопросами в виде тестов, я обнаружил, что до конца экзамена осталось 15 минут. Почему так долго? Кроме собственно раздумий экзамен отнимает довольно много времени на перепроверку того, что ты написал в бланк. Итоговый ответ может выглядеть так: 1Д, 2Г, 3А, 4В. Переносить такое в бланк нужно с нотариальной внимательностью. Пока я сопел над каракулями и галочками, 40 минут как корова языком слизала.
Впрочем, задания не безумны и занимательны. Вот карта Куликовской битвы без легенды и половины обозначений — надо вспомнить и записать, что к чему. Вот марка про кинематограф — надо перенестись в 1949 год и поотвечать на вопросы по нему. Повеселился и будет, приступай, отец, к развёрнутой части. В четверть часа управишься?
Эти 15 минут можно описать одним словом — страдание. Но я могу найти ещё много синонимов и характеристик ситуации, когда перед вами задания, ответ на которые предполагает минуток, хотя бы, 40. А лучше 60. При условии, что вы будете писать своим, привычным с детства почерком. Но у тебя, мил человек, 15 минут и россыпь апельсиновых косточек — царапай на них свой ответ мелкими прописными.
За 10 минут я кое-как написал несколько усечённых до высшей степени минимализма утверждений о вкладе Петра I в экономическое развитие России. К началу последнего задания рука уже горела и отказывалась повиноваться, буквы стали мутировать, а мозг —подкидывать идеи сдать бланк и пойти уже на воздуся. Ну нет.
Ещё целых 5 минут на описание периода с 1985 по 1991 год. С указанием не менее двух исторических явлений и двух исторических деятелей эпохи. Куриной лапой я набросал на бланк совсем уж корявых крючков с упоминанием Горбачёва и Рейгана, перестройки, ускорения и гласности. Собственное ускорение свелось на нет — финальную точку я ставил совсем не своей рукой.
Домашнее задание
Каким после всего этого мне видится ЕГЭ? Во-первых, весьма загадочным. В том смысле, что, наставив в бланке ответов, ты отпускаешь их в неизвестность, а потом получаешь результаты, из которых ничего не понятно. Понятно, что где-то там ты облажался, но в чём именно — секрет. Результаты моих усилий выглядят так:
Что такое К2, можете вы мне объяснить? Из таблички мне понятно одно — если бы мне это было важно, я бы подавал апелляцию, хе-хе.
К содержанию экзамена вопросов практически нет. Это был ознакомительный, усечённый, посвящённый юбилею Победы тест, без блоков по истории Запада и Востока, без Древнего мира и Античности. Никакого безумия или признаков сканворда я в тесте не увидел.
В чём я теперь безоговорочно убеждён, так это в абсолютной, железобетонной необходимости отменить пытки над детьми в форме принуждения их к заполнению мелких клеточек печатными буквами. С первого класса 11 лет детей совершенно справедливо учат и заставляют писать разборчивой каллиграфической кириллицей. Почему в результате всех этих лет и мытарств человек должен сдавать главный экзамен всей жизни, используя непривычный, противоестественный способ записи информации? Вопрос.
Если вы искали в этом тексте совета, как сдать ЕГЭ, вот он. Всесторонне и ответственно готовьтесь по предмету — это раз. Тренируйтесь писать мелкими печатными буквами, серьёзно! — это два. Не забывайте паспорт — это три. Не думайте, что ваш экзамен — самое страшное, что видели школьники планеты Земля, это не так, и это — четыре. Верьте в себя, всё получится — пять.
Подробнее читайте на chita.ru ...