2022-12-11 02:34 |
Единственная на территории России и первое звено в производственной цепочке крупнейшего холдинга. Государственной корпорации "Росатом" исполняется 15 лет. Приаргунское производственное горно-химическое объединение и его шахты даёт начало жизни мирного атома всей страны.
О том, что происходит сейчас на подземных горизонтах Краснокаменска, знает Антон Калганов.
- В режиме ожидания - это 300 минут. - То есть пять часов? - О работе самоспасателя говорит то, что он начинает греться, можете потрогать.
Первый этап перед спуском - важнейший - инструктаж по технике безопасности. Все правила и шаги, что называется, прописаны кровью.
Сергей Гуров, директор подземного рудника №8 ПАО "ППГХО им. Славского": "Немного по плану ликвидации аварии, видите вот эти цифры в кругляшках, это различные позиции по ликвидации аварии, в нем 23 позиции".
К безопасности повышенное внимание, потому в активе компании в этой сфере самые передовые технологии. Этот своеобразный тревожный чемодан - система Пеликан.
- Не дай бог что-то произошло и нужно найти человека, включается эта система, по ней находится человек и принимаются мероприятия по его спасению.
Не менее пристальное внимание к обмундированию. Обязательно защитный лепесток на органы дыхания и плотносидящая обувь.
Оксана Фидрикова, рабочая: "Чтобы ноги не смозолили, правильно портянки надевали, вот учатся, одеваются".
Антон Калганов: "Мы в полном боевом облачении, мы уже отправляемся непосредственно в шахту, самое главное, что у нас есть самоспасатели, обязательно фонарь, отправляемся".
Глубина, на которую спускается клеть по одному из стволов рудника, почти полкилометра. И под землей иная погода, но и само течение жизни. Всё обустройство пространства максимально функционально и эргономично.
Сергей Гуров, директор подземного рудника №8 ПАО "ППГХО им. Славского": "Здесь у нас производится электровозная откатка, электрическая, наверху 270 вольт, здесь у нас рельсы, ток постоянный и этот тролейный запрещено трогать. А это система позиционирования".
С помощью этой системы диспетчер знает о местонахождении каждого сотрудника, а в нашем случае и гостей рудника. А вся техника имеет свои конструктивные особенности. Можно сказать, что каждый подземный электротруженник здесь в единственном экземпляре. Для единственной в России подземной урановой шахты серийного производства нет.
Виталий Достовалов, машинист подземного электровоза: "Конечно, подземные работы нелегкие, тяжело, в темноте постоянно. - Я смотрю, у вас в кабине маршал Жуков. - Да, у нас всё так! - Это, можно сказать, такой кумир? - Да-да!". А это едва извлеченная из недр земли руда. Тот самый красный камень, положивший название городу. Хотя на самом деле руда имеет много оттенков. И, важно понимать, что в таком состоянии уран - слаборадиактивен. Период полураспада составляет сотни тысяч лет.
Антон Калганов: "В моих руках камешек той самой ураносодержащей руды. Но это абсолютно безопасно, его можно держать в руках. Это не несет никакого вреда, поскольку уран здесь находится в необогащенном состоянии. И думать о том, что я получу дозу облучения - бессмысленно. "
Требуется под землей не только суровая сила, но и чуткие женские руки - тонкую настройку оборудования проводят девушки-маркшейдеры. Мужчины своих коллег-дам оберегают.
Тамара Кармадонова, помощник горнорабочего на маркшейдерских работах: "Помогают, сумку донести, она у нас тяжелая, помогают, работаем".
В забое работа не прекращается круглые сутки. Из выработки подземных дела мастера выйдут, когда придет черёд для установки заряда и взрыва породы. Сейчас как раз идут подготовительные мероприятия в блоке на проходке номер один.
Виктор Маслов, начальник 2 участка подземного рудника №8: "Сейчас ее отполили, выгрузили, сейчас ставим раму МДО, далее принесут оборудование, обурят шпуры, по паспорту как положено, после этого придет взрывник, происходит взрыв и вот так ежесменно происходит, такой цикл".
Расстояние от одного ствола шахты до другого подземными коридорами больше двух километров. Очередная партия из четырнадцати груженных рудой вагонеток - на гора. Лифт отправляется вверх.
Уже на поверхности происходит перегрузка и сортировка руды. Специальным сканером после подъема считываются ее параметры по качеству.
Сергей Гуров, директор подземного рудника №8 ПАО "ППГХО им. Славского": "Поворотный опрокид круговой, внизу приемная воронка и эта воронка делит на четыре бункера. 1-2-3-4, первый сорт, второй, бедно-балансовая и порода. В зависимости от содержания компонента в горной массе".
Система выстроена так, что вагоны полные сменяют порожние, а те сразу отправляются вниз за новым грузом. Механизмы в своем роде уникальные. Аналогов в стране нет.
За всеми подъемными механизмами тоже следят женщины. В блоке не только чистота, но и свой зимний сад.
Любовь Выборова, машинист подъемной установки: "Здесь работают одни женщины, уже много лет, создаем уют, выращиваем эти экзотические лимоны в нашей непростой, северной обстановке".
В северной обстановке здесь на предприятии идёт и процесс предобогатительной подготовки сырья - появляется так называемая закись-окись урана. Дальше забайкальский продукт продолжит своё путешествие по России для обогащения, будет играть важную роль для развития атомной промышленности, давать тепло и свет в дома жителей России. .
Подробнее читайте на gtrkchita.ru ...