Забайкальский бизнес в период самоизоляции и ограничений. Спецрепортаж

Забайкальский бизнес в период самоизоляции и ограничений. Спецрепортаж
фото показано с : gtrkchita.ru

2020-4-16 12:33

По 600 миллиардов в день. Аналитики строят прогнозы, и они не утешительны. Потери российской экономики из-за пандемии коронавируса могут составить 18 триллионов рублей. Особенно страдают сферы туризма, гостиничный бизнес и предприятия общественного питания.

По 600 миллиардов в день. Аналитики строят прогнозы, и они не утешительны. Потери российской экономики из-за пандемии коронавируса могут составить 18 триллионов рублей. Особенно страдают сферы туризма, гостиничный бизнес и предприятия общественного питания. Максимальные потери понесут и организации из области культуры и спорта, а также досуга.

В то же время, полагают эксперты, власти будут предпринимать дополнительные меры по поддержке экономики. Это подтверждает и президент России. Напомним, 15 апреля Владимир Путин как раз предложил ряд новых мер для стабилизации ситуации. В частности, выделить 200 миллиардов рублей на сбалансированность региональных бюджетов. Малым и средним компаниям пострадавших отраслей дополнительно окажут прямую безвозмездную финансовую помощь со стороны государства.

В Забайкалье пока реестр предприятий, которые получат такую помощь, не создан. Но безвозмездные президентские 12 тысяч рублей - это именно та мера, которую в регионе особенно ждали, - прокомментировали сегодня в министерстве экономического развития края. Действительно, забайкальскому бизнесу в период самоизоляции и ограничений пришлось несладко. О том, как жили предприятия в последние две недели, - специальный репортаж Натальи Простакишиной.

Прямо в центре города огромный детский сад в 500 квадратных метров, в комнатах заблудиться можно. Но уже полмесяца здесь непривычно тихо, а по утрам не пахнет манной кашей. Сказать, что у директора этого сада Анны Бывалиной ситуация непростая - не сказать вообще ничего. За разноцветьем новых современных игрушек пугающе мутное будущее. Многомилионный кредит, собственное жильё - в залоге. Никакой кубышки в шкафу и тем более никакого дохода - бизнес не работает. Хотя совсем молодой - всего три года. И всё это время здесь работали на расширение.

Анна Бывалина, директор частного детского сада: "Буквально вчера с Романом Шемякиным, руководителем центра поддержки бизнеса, решали вопрос о реструктуризации задолженности нашей по кредиту, у нас кредит семь миллионов, мы взяли его на открытие нового центра, и, конечно, коммунальные услуги, аренда, заработная плата, налоги - всё растёт как снежный ком. А предприятие не работает".

Зато чётко, независимо от ситуации в стране, работает банковская сфера. Кредитные каникулы малому бизнесу, как обещали, предоставляют. Но проценты свои как брали, так и берут.

Анна Бывалина, директор частного детского сада: "Шесть месяцев, которые мы не будем платить основной долг и проценты, проценты будут начисляться. Соответственно, я вот посчитала на основании своего графика платежей, у меня получилось 150 тысяч процентов за полгода, на которые я написала, и потом, когда пройдёт полгода, эти 150 тысяч прибавятся к основному долгу и на них начислятся новые проценты на увеличенную сумму. Конечно, мы к этому были не готовы, общаюсь со многими предпринимателями из "Опоры России" - у всех ситуация... ни у кого нет денег. Ни у физических, ни у предпринимателей нет денег в запасе для того, чтобы спокойно как-то переживать вот эту ситуацию".

Казалось бы, как пандемия может сказаться на продавцах продовольственных товаров - люди же и в самоизоляции есть хотят. Но нет, говорит Александр Подковыркин.

Александр Подковыркин, предприниматель: "В начале месяца мы почувствовали спад порядка 80%, если сравнивать с прошлым годом в 80% и ждём дальнейшее падение к концу апреля, так как у людей не будет зарплат".

Магазины непродовольственных товаров, парикмахерские, рестораны и вовсе закрыты. Кто-то пробует освоить дистанционную торговлю, но кому, извините, нужны новые колготки или косметика дома в самоизоляции, да ещё и по цене с учётом доставки. Нерабочие дни продавцам, фитнес-тренерам, официантам готовы оплачивать не все работодатели. За одну неделю в трудовую инспекцию обратилось тридцать человек с жалобами на снижение зарплаты и увольнения по якобы собственному желанию. Последнее, кстати, в нынешней ситуации является незаконным.

Игорь Лопатин, руководитель Государственной инспекции труда в Забайкальском крае: "Есть, конечно, статьи Трудового кодекса, которые предусматривают увольнение работников на законных основаниях, но в данной ситуации, если предлогом является непосредственно ситуация, связанная с коронавирусом и с теми ограничительными мероприятиями, эти действия незаконны".

Не штрафов, а коллектив потерять боится владелец крупного развлекательного центра в Чите Константин Першиков. Судя по журналу учёта, доходы предприятия начали падать задолго до введённых из-за коронавируса ограничений.

- Смотрим тенденцию начиная с февраля, как происходило у нас снижение, хотя ещё карантина-то и не было, по большому счёту. Смотрим вот февраль... буквально три странички.

Между тем в этих просторных залах с детьми работали 36 человек. Сегодня все сидят по домам, если нерабочие дни продлятся до 30 апреля - это будет лучшим сценарием, сотрудникам выдадут аванс и будут дальше работать. А если режим самоизоляции затянется?

Константин Першиков, предприниматель: "Малый и средний бизнес - это тот бизнес, который делается вместе со своим коллективом. Мы такие же работники, так же, как наш коллектив, мы зарабатываем денежные средства, мы отличаемся только тем, что мы организовали это всё. Как дальше будет, если честно, мы не знаем со своими бизнес-партнёрами, с коллективом, мы в одной лодке находимся с нашим коллективом, а вот наше государство с нами, я сомневаюсь, что мы в одной лодке с ними".

В лодке, конечно, одной все, даже направление общее, а как плыть и чем выгребать из этого экономического застоя? Неясностей пока много. К примеру, в региональном правительстве есть информация, что дополнительно на развитие экономических проектов по созданию новых рабочих мест будет выделен один миллиард рублей. Какие критерии отбора нуждающихся? И куда обращаться? Среди известных составляющих пока только вид инструмента - банки.

Александр Бардалеев, и.о. заместителя председателя правительства Забайкальского края: "Основным инструментом именно для поддержки в финансовом ключе будут у нас банки, сейчас банки меняют свои программы, настраивают продукты, уже определённые суммы и лимиты эти банки уже получили от федерального правительства, сейчас они уже переходят к выдаче этих продуктов, это произойдёт уже в ближайшее время, то есть в форме кредитования всё-таки будет или нет? Через банки это будет в форме кредитов под 0% годовых, говоря о заработной плате".

Пока коллектив Александра Подковыркина работает, но уже в очень расслабленном режиме. Явно такой невнятной будет и зарплата, которая напрямую от выручки зависит. На помощь извне предприниматель не рассчитывает.

Александр Подковыркин, предприниматель: "Её не будет, её даже ждать нет смысла. Они даже пообещали если кредиты какие-то, они просубсидировали банки, но чтобы мы взяли кредиты какие-то в банках, это маловероятно, то есть их же тоже отдавать нужно. Ну конечно, их отдавать, брать кредит на зарплату, а потом как отдавать".

Спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации невозможно. Поэтому участники Забайкальского регионального отделения общественной организации "Опора России", в том числе и Константин Першиков, подготовили письмо в адрес главы региона с просьбой обратиться к президенту РФ с предложением "осуществить единовременную выплату гражданам Забайкальского края, которые не осуществляли свою деятельность в соответствии с указом президента, в размере их средней заработной платы за период с 30 марта по 30 апреля, освободив от этой обязанности субъекты малого и среднего бизнеса".

Пока же каждый выкручивается, как может. К примеру, центр дополнительного образования в Краснокаменске перешёл в онлайн-формат, однако столкнулся с другими проблемами.

Ирина Петрова, руководитель детского центра развития: "Непривычно нам было переходить в онлайн-формат, но сейчас адаптировались, и сейчас самое сложное - это наш интернет не может справляться с такой нагрузкой, потому что все центры переходят в онлайн".

Или вот ещё один пример: баню в Краснокаменске перепрофилировали под швейный цех. Там изготавливают многоразовые маски. Однако сейчас уже понятно, что выплыть из этого застоя и перезагрузиться малым предприятиям будем непросто. Но в то же время альтернативы самоизоляции и ограничительных мер в борьбе с распространением опасной инфекции пока нет. Сохранение жизни людей - главная задача. Но предприниматели надеются, что и помощь государства малому и среднему бизнесу также будет в повестке дня органов власти всех уровней.

Подробнее читайте на ...

банки самоизоляции бизнес ситуации рублей помощь предприятия центра