2020-10-4 03:40 |
Осень пришла в здравницу Ямкун Газимуро-Заводского района. Когда-то популярная лечебница и сейчас способна ставить людей на ноги в буквальном смысле, и дарит надежду многим на здоровье в будущем. Но при этом сам комплекс, похоже, застрял в прошлом.
Осень пришла в здравницу Ямкун Газимуро-Заводского района. Когда-то популярная лечебница и сейчас способна ставить людей на ноги в буквальном смысле, и дарит надежду многим на здоровье в будущем. Но при этом сам комплекс, похоже, застрял в прошлом. О хромой судьбе краевого центра медицинской реабилитации и прогнозах на состояние больного, - специальный репортаж Антона Калганова. Пастораль и ностальгия. Опавшая листва и поворот природного цикла в положение "спячка". Эта мелодраматичная картина - явная аллюзия на полудрёму самой здравницы. Еще не кома, но почти нарколепсия.
Антон Калганов: "Осень наступила для Ямкуна во всех смыслах, если раньше число пребывающих здесь людей исчислялось сотнями, то теперь десятками, и, конечно, многие корпуса теперь выглядят заброшенными, как, например, вот этот дом".
Часть зданий гниют. Утилизировать их непросто - нужны средства. Да и процедура эта долгая - учреждение все-таки краевого уровня. Когда-то здесь было шумно и активно, а ныне плотный трафик на территории организуют четвероногие обитатели. Им болезни суставов не страшны. А вот редким постояльцам лечебницы - вполне.
Антон Калганов: "В Ямкун не только тяжело добраться, тяжело передвигаться и в самом санатории из-за сложностей рельефа и грунтовых вод, теплотрасса выведена наружу, потому сама территория изобилует вот такими мостками, что, конечно, является серьезным испытанием для пациентов, отдыхающих здесь".
Наследие былого, когда-то давно еще и полагаемым как комфортное, пришло в упадок по всем фронтам. Татьяна Кочеткова из Краснокаменска уже не первый год страдает от болезни позвоночника. Направили в этот санаторий. Впервые. К болям добавилась легкая хандра. Стены тут не лечат. Увы.
Татьяна Кочеткова, жительница г. Краснокаменск: "Если сравнить Ямкун с другими? Сравнения нет никакого. Лечебная вода здесь очень хорошая, я была на Кавказе, там действительно всё по-современному сделано, и корпуса, и столовая, и ванные красивые, всё это. Современно, уютно. А здесь ну какой уют, все развалено, я даже боюсь говорить, так страшно здесь. Мы сначала приехали, я думала, какой ужас. Но, конечно, привыкаешь. Едешь не просто так, а лечиться, чтобы здоровье поправить, мы все равно имеем право на какие-то условия хорошие, мы же заслужили поди, наверное".
Заслужили и большее, но о минимальном бытовом комфорте, что очевидно для любого посетителя, тут говорить пока даже неуместно.
Антон Калганов: "Вот так выглядит стандартный номер в санатории: кровать сетка, встроенный в стену деревянный шкаф, дверь, закрывающаяся на крючок. Коридор тоже из прошлого, со старыми, деревянными, скрипучими полами. А там в конце коридора вы можете увидеть небольшую зону отдыха, с телевизором, тоже из прошлого. Ну и, конечно, туалет, правда, с минимальным набором удобств. Ну и безусловно не менее привлекательно и крыльцо корпуса номер три, это его лицо".
Которое нельзя назвать приветливым. Тем не менее, справедливости ради, есть и другие мнения.
Евгений Ермолаев, житель п. Оловянная: "Условия проживания вполне удовлетворительные, желалось бы получше, но раз внимания на это дело не обращают, мы довольны этому".
Но недовольны в администрации самого комплекса. Фатальное истощение организма началось здесь еще в 90-х с сокращением финансирования. А зарабатывать на таком, почти альтруистичном лечении, нереально.
Надежда Лебедева, и.о. главного врача ГУЗ КЦМР "Ямкун": "Здесь очень большие, настолько разрушительные процессы, их нужно остановить, иначе это будет негативное влияние на ту природу и микроклимат, которые здесь есть. Старое, ветхое нужно убирать вовремя и строить нужно новое. Я как руководитель считаю, что мне необходимо еще и еще напоминать о том, что у нас имеется такая здравница Забайкальского края, которая пользуется огромным спросом среди населения нашего края и других регионов".
Иногда преодолевают в отчаянии сотни, тысячи километров в поисках спасения от боли. И находят это спасение здесь. Чудес не бывает, но очень похоже.
Николай Шишалевич: "Направляли изначально меня врачи в Первомайский, там отлежал, грязью лечили, не помогло, направили сюда, здесь отлично. Как весна - ходил на костылях. Месяц-полтора каждый год, лет шесть, наверное, сюда начал ездить, года через три проходит всё, суставы на руках, ногах все болели".
А спасение вот в этих ваннах, точнее их содержимом. Уникальной радоновой, углекислой, гидрокарбонато-кальциево-магниевой воде. А с некоторых пор еще, как оказалось, и столово-питьевой. В 2014 году был проведен глубокий химический анализ жидкости. Оказалось, вода безвредна при употреблении внутрь. Более того - полезна, местные с удовольствием пьют в качестве профилактики.
Татьяна Кобылкина, врач-терапевт ГУЗ КЦМР "Ямкун": "Она уникальна своим составом, состав настолько богат, что вся таблица Менделеева входит в этот состав. Я немного работаю, лет 8, но за это время и то мне так удивительно, что меня и держит здесь эта работа, потому что очень интересно наблюдать и радостно, когда пациент приходит с какими-то выраженными болевыми синдромами, спазматикой, он даже ходить не может. А порой у нас они оставляют костыли, как бы в память, и уезжают без костылей, они такие довольные, счастье видеть такого пациента заставляет продолжать здесь работать".
Продолжает трудиться на благо человечества и сам источник. Удивительной геологии подземный ключ, исторически берет своё официальное начало еще в середине девятнадцого века, а по отдельным сведениям пользовался он успехом многие столетия до.
Антон Калганов: "Глубина этого небольшого озерка всего три метра, а вот протяженность разлома, который наполняет этот источник целебными, радоновыми водами, до сих пор не установлена".
Надежда Лебедева, и.о. главного врача ГУЗ КЦМР "Ямкун": "История очень богата, она начинается с 1864 года, это только страничка открылась, мы только начали, и сколько еще до этого было, потому не иссякает поток людей, вы сами видите, что до сих пор сюда едут, к пустому источнику не поедут, целебные свойства, как оставались, так и останутся, а то, что приезжают сюда и оставляют костыли, это происходит. Здесь можно одну ванну принять и оставить костыль, единственное, что у нас нет - комнаты, оставленных костылей".
Не исключено, что со временем все-таки появится. И не комната - музей. Не тотальная, конечно, перезагрузка, но обновление здесь случилось. Впервые, быть может за десятилетие, озеро и окружающая его местность была облагорожена силами волонтёров. Вырос забор вокруг водоема, появились лавочки, деревянные тропки, русло для ручейка и даже колодец для жаждущих испить целебной водицы.
Александр Глазунов, организатор волонтёрского отряда, главный инженер ГРК "Быстринское": "Мы представили местным жителям экологическую тропу, ограждение, всё, что сделано, останется здесь надолго, люди будут приходить, радоваться, фотографироваться, получать хорошее настроение, радоваться".
Скоро обещают еще и освещение провести, чтобы иллюминация окрасила в хмурые осенние вечера. Конечно, одними волонтерскими акциями огромную лечебницу поднять дело хлопотное. Но эта, как и любая другая прогулка, а в данном случае с пользой для здоровья, начинается с первого шага. Главное - выбрать верный путь.
Надежда Лебедева, и.о. главного врача ГУЗ КЦМР "Ямкун": "Рассматривать можно любые варианты, вплоть до того, что может быть и какая-то компания сюда зайдет и начнёт работать и возрождать совместно с государством, я так думаю, это самый оптимальный вариант".
Забот в региональной системе минздрава, безусловно, немало. И в последнее время восстановительная медицина испытывала дефицит внимания - это не секрет. Но шансы на перевооружение всё же есть.
Анна Шангина, министр здравоохранения Забайкальского края: "Наш объект - центр Ямкун вошел в комплексный план развития Забайкальского края на перспективу до 2035 года, как объект социально значимый, там всего два объекта. Он один из этих двух. Действительно хочется, чтобы мы как минимум восстановили, как максимум реконструировали, поменяли там оборудование и ожидали пополнения наших пациентов. Мы будем изыскивать источники финансирования, но пока в этом году и в следующем - это пока только поиск источников".
Подытожим: Ямкун - старейшая здравница региона. Спрос на бальнеологическое лечение, которое, к слову, доступно по программе ОМС, вряд ли снизится, и лечебница могла бы конкурировать на мировом уровне с аналогичными учреждениями. Пока в гонке за здоровьем Ямкун, увы, проигрывает.
Подробнее читайте на gtrkchita.ru ...