2020-7-2 09:14 |
За последние четыре года в Чите с официального разрешения мэрии было вырублено более 700 деревьев и 200 кустарников. Обрезано и «посажено на пень» — без счёта.
За последние четыре года в Чите с официального разрешения мэрии было вырублено более 700 деревьев и 200 кустарников. Эти деревья мешали новым стройкам. На их уничтожение легко получить так называемый порубочный билет, нужно лишь заплатить символичный взнос за ущерб. Помимо вырубки, деревья, которые мешают проводам, загораживают рекламные конструкции или стучатся в чьи-то окна, обрезают — «садят на пень». Размашистые зелёные тополя превращаются в уродливые засыхающие ампутанты. Подсчитать сколько таких жертв в Чите, невозможно. Они как символ многолетнего равнодушия к растениям в городе. Символ борьбы не за, а против озеленения.
До последнего времени — вырубка и обрезка — были двумя возможными направлениями ухода за деревьями.
Зачем рубят?
Если дерево мешает стройке, проезду, парковке, его сносят. Сделать это законно довольно просто, нужно получить порубочный билет. Выдают их в отделе благоустройства комитета городского хозяйства администрации Читы. На выдаче работает один человек.
«Помимо выдачи порубочных билетов на снос жизнеспособных зелёных насаждений в круг обязанностей этого специалиста также входят другие направления деятельности отдела благоустройства, в связи с чем дальнейший контроль приживаемости зелёных насаждений, выполненный в рамках компенсационного озеленения, производится в рабочем порядке, по мере нахождения специалистов в районе высадки зелёных насаждений», — говорится в ответе на наш официальный запрос в мэрию Читы.
То есть, когда для застройки сносятся, допустим, несколько многолетних деревьев, их должны возместить — посадить новые. Но должного контроля за этим нет. Ведь мало посадить дерево, нужно, чтобы оно прижилось.
Именно поэтому вопрос компенсации за вынужденный снос деревьев надо пересматривать, добиваться возмещения реального ущерба — высадки крупномеров (взрослые деревья от 3 до 15 метров в высоту, используемые для посадок с хозяйственной и декоративной целью) или выплаты соразмерной компенсации, которая бы направлялась на озеленение. Спасти и сохранить все деревья в городе от вырубки невозможно. Что-то строится , и очень часто на месте давно растущих дреревьев и кустов. Но нужна более жёсткая схема компенсации ущерба, тщательное отслеживание, закреплённое в обязанностях не одного человека.
Зачем обрезают?
В Чите чаще всего деревья обрезают работники коммунальных служб. Используют метод топпинга.
«Обрезают ствол на высоту 2–4 метра от поверхности с удалением всех веток. Жертвами такой обрезки в первую очередь становились тополя. Сыграла свою роль и борьба с пухом тем же варварским способом. Большинство тополей Читы, растущих вблизи дорог и коммуникаций, грубо кронированы. Они либо погибли, либо засыхают», — объясняет эколог, член общественного совета по озеленению Игорь Тепляков.
Недавно учёные ЗабГУ и Института природных ресурсов провели исследование тополей в районе музея Чернышевского по улице Бабушкина. Эти деревья были обрезаны методом топпинга. У них сильно повреждена сердцевина, многие уже мёртвые, другие — в угнетённом состоянии. При этом тополя на этой же аллее, сохранившие крону, остаются жизнеспособными.
В Чите помимо тополей, очень распространены ильмы. Это неприхотливое и при должном уходе очень красивое растение. Но его тоже часто неграмотно обрезают.
«Ильмы потеряли важнейшую в городских условиях функцию — экологическую. Площадь листовой поверхности кроны ильма высотой 10-12 метров достигает 50 квадратных метров, тополя высотой 15-20 метров - 70-80 квадратных метров. Основная работа по защите и очистке воздуха от взвешенных частиц и газов как раз выполняется листьями деревьев. Кратное снижение полезной площади листвы приводит к тому, с чем мы безуспешно пытаемся бороться разными и весьма затратными способами — повышению уровня загрязнений воздуха», — говорит эколог.
К тому же обрезка деревьев лишает горожан необходимой тени, летом город похож на раскалённую сковородку.
«Деревья и кустарники в Чите нуждаются в постоянном уходе — санитарной и формирующей обрезке. Речь идёт именно о профессиональном, основанном на специальных знаниях и научных методах комплексе работ по правильному поддержанию жизнедеятельности растений, приданию им здорового, эстетически привлекательного вида. До недавнего времени мы не могли найти в Чите хотя бы одного примера правильных ландшафтных работ. В результате улицы, скверы и парки города, включая гостевые маршруты, стали больше похожи на старый заброшенный лес», — говорит эколог Игорь Тепляков.
Уточняет, что запущенные деревья с загнивающими, высохшими ветвями и повреждёнными стволами — это не только неприглядный внешний вид, но и рассадник патогенной микрофлоры и насекомых-вредителей. Сезонные вспышки нашествия вредителей, атакующих яблони, черёмухи и тополя города, связаны в том числе и с отсутствием ухода за деревьями.
В июне в Чите был зафиксирован вопиющий случай уничтожения деревьев. Возле рекламных конструкций на улице Бабушкина деревья были просверлены по периметру на глубину ствола 10–15 сантиметров. Не исключено, что в отверстия добавили ядохимикаты — листва деревьев была увядшей. Также просверленные тополя были замечены на улице Журавлёва, напротив ТЦ «Новосити». Возможно, так с городским озеленением борются владельцы рекламных конструкций.
Хотя, по словам Игоря Теплякова, весной удалось наладить контакт между экологами и бизнесменами.
«Сначала диалога на городском общественном совете по озеленению совершенно не получалось. Экологи кричали о варварской обрезке деревьев вокруг рекламных конструкций, рекламщики — о законных правах предпринимателей и давлении на бизнес. Решили попробовать такой вариант — арбористы делают проект обрезки дерева, комитет городского хозяйства его согласовывает, рекламщики согласно проекту делают обрезку дерева. Пока стороны соблюдают договорённости. Посмотрим, что из этого получится. При удачном опыте можно будет распространить такую практику на другие организации, вынужденные обрезать деревья — энергетиков и связистов», — говорит эколог.
Как правильно обрезать?
С осени 2019 года, пусть небольшими шагами, но вопрос грамотного ухода за городскими деревьями всё-таки движется. Пока из разряда: шаг вперёд — провели уходные работы за деревьями в Шахматном парке и в сквере на пересечении улиц Анохина — Профсоюзная; два назад — дважды «ампутировали» тополя у Ингодинского суда. Но само движение и направление внушает надежду.
В Шахматном парке и в сквере на Анохина работы по обрезке проводила опытный арборист (специалист по уходу за деревьями, древесный «хирург» и одновременно скульптор растений в урбанизированной среде) Татьяна Слинькова. И это новый и радостный опыт сотрудничества мэрии с профессионалом, владеющим таким мастерством.
«После того, как с деревьев убрали всё лишнее и придали им правильную, подчёркивающую естественную красоту форму, парк и сквер приобрели ухоженный вид, стали «прозрачными». Санитарная и формовочная обрезки дерева открывает у него «второе дыхание» — начинается усиленный рост, повышается густота листвы, дерево приобретает здоровый, красивый внешний вид. Городские пространства краевой столицы постепенно начинают приобретать цивилизованный вид», — говорит Игорь Тепляков.
Уточняет, что для формирования правильной кроны может понадобиться несколько лет, деревья будут нуждаться в постоянном уходе как минимум раз в год.
«Правильным решением при ландшафтных работах в этом году стало использование порубочных остатков в качестве мульчи для приствольного круга деревьев. Это избавило от необходимости вывозки больших объёмов веток на полигон ТБО, защитило и позволило увеличить влагонасыщенность корневой системы растений», — добавляет эколог.
Но пока уход за деревьями точечный. Не хватает массовости. В городе более 40 парков и скверов и все они нуждаются в постоянном профессиональном уходе. Игорь Тепляков объясняет, что городу необходим комплексный план озеленения с названиями улиц, целями работ и финансовым обеспечением.
А администрации нужен полноценный отдел ландшафтного проектирования с привлечением профильных специалистов. Помимо этого, необходимо обучить чиновников, представителей ТСЖ основам арбористики и ландшафтного проектирования с практикой. За вырубку деревьев требовать реальное возмещение — высадку крупномеров. Так можно остановить облысение Читы. При этом есть команда людей — экологов — готовых объяснять, помогать, учить, направлять и делать.
Подробнее читайте на chita.ru ...